Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.91.72.014
УДК: 378.937:372
ББК: 74.480: 74.102
О. Г. Филиппова ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Колосова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Аннотация

Введение. В статье актуализируется проблема технологической компетентности будущего педагога дошкольной образовательной организации в области формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста. Описана технология по созданию эффективных организационно-педагогических условий в системе подготовки будущих воспитателей. Также выявлена специфика эмпирической апробации технологии и условий её эффективности в системе дошкольного образования.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются изучение нормативно-правовых документов (образовательного

 

стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога в сфере дошкольного образования); анализ глобальных вызовов современности в сфере национального образования; выявление актуальных проблем развития технологической компетентности воспитателя; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, посвященной проблеме развития технологической компетентности педагогов, формирования исследовательских умений воспитанников, их поисково-познавательной активности; а также диагностические методики, включающие наблюдение, беседу, анкетирование, анализ результатов деятельности, методы статистической обработки данных.

Результаты. Конкретизирована сущность ключевых понятий исследования «технологическая компетентность педагога», «исследовательская деятельность воспитанников», «коллекционирование», «формирование исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования». Изучены возрастные особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Теоретически обоснована и апробирована в практике дошкольного образования педагогическая технология по созданию организационно-педагогических условий формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования. Выявлены содержательные компоненты процесса формирования исследовательских умений у воспитанников детского сада и соответствующие каждому уровню показатели их сформированности. Предложены и охарактеризованы результативные организационно-педагогические условия технологии педагогической работы по формированию исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования в современных образовательных условиях.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативности становле-ния технологической компетентности будущих воспитателей и формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста

 

способствует целенаправленная, систематическая и лонгитюдная организационно-методическая и психолого-педагогическая работа в специально создаваемых квазипрофессиональных условиях вуза, педагогической практики в детском саду, просветительской работы с родителями, семейно-ориентированном воспитании и организаций системы дополнительного образования детей.

Заключение. Делается выводо том, что разработка и применение технологии формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста и необходимых организационно-педагогических условий её эффективной реализации будет способствовать развитию технологической компетентности будущих воспитателей и поисково-познавательной активности воспитанников средствами коллекционирования в условиях современного избыточного информационно-образовательного пространства.

Ключевые слова

подготовка, педагог дошкольного образования, воспитатель, технологическая компетентность педагога, исследовательская деятельность детей, исследовательские умения, коллекционирование, поисково-познавательная активность, возрастные особенности развития, мышление детей дошкольного возраста, познавательная потребность

Основные положения

– определена сущность понятий «технологическая компетентность педагога», «исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста», «коллекционирование», «формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста средствами коллекционирования»;

– изучен уровень исследовательских умений воспитанников в соответствии с возрастными особенностями развития мышления детей старшего дошкольного возраста;

– обоснованы компоненты процесса формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования;

 

– проверена успешность разработанной технологии формирования исследовательских умений у воспитанников детского сада и организационно-педагогических условий её эффективности средствами коллекционирования в системе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования;

– продемонстрирована методическая работа будущего воспитателя, способствующая становлению его технологической компетентности в области эффективного формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования.

Цитировать публикацию

Филиппова, О. Г.  ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ [Текст] / О. Г. Филиппова, И. В. Колосова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 195-213. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.91.72.014.

Библиографический список

1. Емельянова И. Е., Филиппова О. Г., Кириенко С. Д. Психолого-педагоги-ческое сопровождение образовательного процесса в условиях изменяющегося пространства детства : монография. Челябинск : Изд. центр «Титул», 2018. – 340 с.

2. Ушакова-Славолюбова О. А. Технологические аспекты развития креативной компетентности педагогов ДОО // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 43–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27509662 (дата обращения: 16.10.2019).

3. Ксенофонтова А. Н. Развитие технологической компетентности педагога в инновационной деятельности школы // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 32–38. URL: https://mir-nauki.com/PDF/93PDMN617.pdf (дата обращения: 16.10.2019).

4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания : учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Национальный книжный центр, 2017. – 240 с.

5. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. 2-е изд. М. : Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. – 208 с.


6. Профессиональное развитие воспитателя детей раннего возраста / Профессиональная культура специалиста будущего / В. И. Долгова [и др.]. СПб. : Европейское сообщество социальных и психологических наук EpSBS. 2018. Т. XIX. № 18 PCFS. С. 114–120. URL: https://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/18thPCSF/ (дата обращения: 16.10.2019). (WoS).