Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье актуализируется проблема технологической компетентности будущего педагога дошкольной образовательной организации в области формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста. Описана технология по созданию эффективных организационно-педагогических условий в системе подготовки будущих воспитателей. Также выявлена специфика эмпирической апробации технологии и условий её эффективности в системе дошкольного образования.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются изучение нормативно-правовых документов (образовательного
стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога в сфере дошкольного образования); анализ глобальных вызовов современности в сфере национального образования; выявление актуальных проблем развития технологической компетентности воспитателя; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, посвященной проблеме развития технологической компетентности педагогов, формирования исследовательских умений воспитанников, их поисково-познавательной активности; а также диагностические методики, включающие наблюдение, беседу, анкетирование, анализ результатов деятельности, методы статистической обработки данных.
Результаты. Конкретизирована сущность ключевых понятий исследования «технологическая компетентность педагога», «исследовательская деятельность воспитанников», «коллекционирование», «формирование исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования». Изучены возрастные особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Теоретически обоснована и апробирована в практике дошкольного образования педагогическая технология по созданию организационно-педагогических условий формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования. Выявлены содержательные компоненты процесса формирования исследовательских умений у воспитанников детского сада и соответствующие каждому уровню показатели их сформированности. Предложены и охарактеризованы результативные организационно-педагогические условия технологии педагогической работы по формированию исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования в современных образовательных условиях.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативности становле-ния технологической компетентности будущих воспитателей и формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста
способствует целенаправленная, систематическая и лонгитюдная организационно-методическая и психолого-педагогическая работа в специально создаваемых квазипрофессиональных условиях вуза, педагогической практики в детском саду, просветительской работы с родителями, семейно-ориентированном воспитании и организаций системы дополнительного образования детей.
Заключение. Делается выводо том, что разработка и применение технологии формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста и необходимых организационно-педагогических условий её эффективной реализации будет способствовать развитию технологической компетентности будущих воспитателей и поисково-познавательной активности воспитанников средствами коллекционирования в условиях современного избыточного информационно-образовательного пространства.
подготовка, педагог дошкольного образования, воспитатель, технологическая компетентность педагога, исследовательская деятельность детей, исследовательские умения, коллекционирование, поисково-познавательная активность, возрастные особенности развития, мышление детей дошкольного возраста, познавательная потребность
– определена сущность понятий «технологическая компетентность педагога», «исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста», «коллекционирование», «формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста средствами коллекционирования»;
– изучен уровень исследовательских умений воспитанников в соответствии с возрастными особенностями развития мышления детей старшего дошкольного возраста;
– обоснованы компоненты процесса формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования;
– проверена успешность разработанной технологии формирования исследовательских умений у воспитанников детского сада и организационно-педагогических условий её эффективности средствами коллекционирования в системе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования;
– продемонстрирована методическая работа будущего воспитателя, способствующая становлению его технологической компетентности в области эффективного формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования.
Филиппова, О. Г. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ [Текст] / О. Г. Филиппова, И. В. Колосова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 5. — С. 195-213. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.91.72.014.
1. Емельянова И. Е., Филиппова О. Г., Кириенко С. Д. Психолого-педагоги-ческое сопровождение образовательного процесса в условиях изменяющегося пространства детства : монография. Челябинск : Изд. центр «Титул», 2018. – 340 с.
2. Ушакова-Славолюбова О. А. Технологические аспекты развития креативной компетентности педагогов ДОО // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 43–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27509662 (дата обращения: 16.10.2019).
3. Ксенофонтова А. Н. Развитие технологической компетентности педагога в инновационной деятельности школы // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 32–38. URL: https://mir-nauki.com/PDF/93PDMN617.pdf (дата обращения: 16.10.2019).
4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания : учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Национальный книжный центр, 2017. – 240 с.
5. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. 2-е изд. М. : Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. – 208 с.
6. Профессиональное развитие воспитателя детей раннего возраста / Профессиональная культура специалиста будущего / В. И. Долгова [и др.]. СПб. : Европейское сообщество социальных и психологических наук EpSBS. 2018. Т. XIX. № 18 PCFS. С. 114–120. URL: https://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/18thPCSF/ (дата обращения: 16.10.2019). (WoS).